2 рота КВИУИВ 1980 - 1985 г. г. Гвардейская лента
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Допетровская эпоха

Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как мы его понимаем сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне поселение. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985).

Российская империя

Первым законодательным актом, в котором шла речь о военно-инженерном деле, стал указ Петра I от 21 января 1701 года об открытии Школы Пушкарского приказа. Для подготовки инженерных кадров создаются инженерных школы: первая в 1708 году в Москве, в 1712 году она расширяется, но этого оказалось недостаточно, и 17 марта 1719 года учреждается инженерная школа в Санкт-Петербурге. В каждой из указанных школ ежегодно обучалось 100−300 человек, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные инженеры пользовались в вооружённых силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины. К началу Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось уже 10 минёрных и пионерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоящие при артиллерии. Сапёры и минёры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при штурме и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действия своих войск. Понтонёры наводили наплавные мосты. К началу Крымской войны 1853-56 годов в вооружённых силах имелось 9 сапёрных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона.

К началу Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии (20,5 тыс. чел.). В инженерных войсках вновь появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. Инженерные войска, как род войск имеющий в своём распоряжении большое количество грамотных инженеров, в этот период приобретают статус проводников технических новшеств в армии и на флоте, своего рода колыбелью новых технических родов войск. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 г. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. В конце XIX века число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 (975 вёрст) и на Кавказе 2 (130 вёрст). Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи (423 версты). Автомобильные войска. В 1876 г. штабс-капитан С. Маевский представил в Департамент торговли и мануфактуры проект самодвижущейся машины с паровым двигателем. Проект Маевского не был принят из-за громоздкости двигателя. Дальнейшее развитие автотранспорта упиралось в отсутствие двигателей, работающих на жидком топливе. Такой двигатель был построен в 1884 г. на Охтенской судостроительной верфи. Это был восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания. На его основе Б. Г. Луцкий разработал в конце века проект бронированного «самодвигателя» и предложил его военному министерству. После Красносельских маневров в 1906 г., где испытывались различные марки автомобилей инженерное ведомство распределило имевшиеся в его распоряжении 10 автомашин по четырём округам (Киевскому, Петербургскому, Виленскому, Варшавскому) в целях подготовки учебных команд. Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск, особенно в ходе Первой мировой войны, а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации и автомобильных частей.

 

Советский период

Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918—1921 — А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий. В 1921 руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К 1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.

История училища

Основано в 1701 году по Указу Петра I в Москве и носило название военно-инженерной школы. За многовековую историю неоднократно менялось название учебного заведения: инженерная школа, кадетский корпус, Главное (затем Николаевское) военное училище, Первые советские курсы, Военно-инженерный техникум, филиал Военно-инженерного университета, военное училище (институт). Военное училище несколько раз меняло место дислокации: Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Калининград и нынешнее с мая 1995 года – город Кстово Нижегородской области. В 1921 году Военно-инженерный техникум был награжден Красным Знаменем ВЦИК, в 1943 году училище за боевые заслуги награждается орденом Ленина, а в 1972 году – Юбилейным почетным знаком «50 лет СССР». Старейшее военно-инженерное учебное заведение страны имеет мировую известность. Выпускниками его в разные годы были великий русский полководец М. И. Кутузов, писатель Ф. М. Достоевский, знаменитый ученый П. Н. Яблочков, композитор Ц. А. Кюи, русский физиолог, нижегородец И. М. Сеченов, основатель Нижегородской радиолаборатории М. А. Бонч-Бруевич, русский историк и государственный деятель В. Н. Татищев, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев… Имена 88 Георгиевских кавалеров выгравированы на мраморных плитах в Георгиевском зале Кремля. В советский период 76 выпускников удостоены звания Героя Советского Союза а в наши дни за доблесть и героизм звания Героя России удостоены 3 выпускника училища: капитан Алексей Журавлев, капитан Юрий Дмитриев и старший лейтенант Виталий Мариенко.

Основные даты истории училища

  • 27 (10)января 1701 г . – Указ Петра I о строительстве на Пушечном дворе инженерной школы.
  • 17 марта 1719 г . – Указ Петра I о создании инженерной школы в Санкт-Петербурге.
  • 8 июля 1723 г . – Указ Военной коллегии о слиянии Московской инженерной школы с Петер бургской.
  • Ноябрь 1723 г . – Московская инженерная школа передислоцировалась в Петербург.
  • 1758 г . – Перевод артиллерийской школы на Инженерный двор и объединение ее с инженерной школой.
  • 1762 г. – преобразование школы в Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус.
  • 3 марта 1810 г . – Преобразование инженерной школы в Инженерное училище.
  • 6 декабря 1819 г . – Преобразование Инженерного училища в Главное инженерное училище.
  • 1855 г . – Образование на базе офицерских классов Николаевской инженерной академии.
  • Февраль-март 1918 г . – Формирование 1-х и 2-х Советских инженерных курсов в Петрограде.
  • 29 июля 1918 г . – Преобразование инженерных курсов в техникум.
  • 17 июля 1920 г . – Приказ Революционного Военного совета республики о преобразовании тех никума в Петроградскую военно-инженерную школу.
  • 14 ноября 1921 г . – Приказ РВСР о награждении школы Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК за подавление Кронштадтского мятежа.
  • 21 августа 1941 г . – Начало занятий в новом месте дислокации в городе Костроме.
  • 31 марта 1943 г . – В ознаменование 25-й годовщины за боевые заслуги и успехи в подготовке командных кадров инженерных войск Президиум Верховного Совета СССР наградил училище орденом Ленина.
  • Август 1944 г . – Указ Президиума Верховного Совета СССР о вручении училищу Боевого Красного Знамени как символа воинской чести, доблести и славы.
  • Июнь 1945 г . – Возвращение училища из Костромы в Ленинград.
  • Август – сентябрь 1957 г . училище в полном составе передислоцировалось в город Калининград.
  • 4 января 1964 г . – Приказом Министерства обороны СССР Ленинградское военно-инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище им. А. А. Жданова переименова но в Калининградское военно-инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище им. А. А. Жданова.
  • 7 апреля 1970 г . – За высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в честь столетия со дня рождения В. И. Ленина, Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР № 238-84 от 7 апреля 1970 года училище награждено ленинской Юбилейной Почетной грамотой.
  • 13 декабря 1972 г . За высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР. Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР № 845-285 от 13 декабря 1972 года училище награждено Юбилейным почетным знаком.
  • Май 1995 – август Передислокация училища в город Кстово. С 1996 г . училище именуется Нижегородское высшее военно-инженерное командное ордена Ленина Краснознаменное училище.
  • Ноябрь 1998 г . – Училище становится филиалом Военно-инженерного университета.
  • Март 2004 г . – Училище прошло аттестацию и получило лицензию.
  • Январь 2005 г . – Филиал ВИУ преобразован в Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт).
  • 2010 г. - НВИИВ. С 1 июля 2012 НВИИВ прекратил свою работу на территории Кстово и вошёл в структуру Тюменского военного института инженерных войск.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz